1. Главная
  2. Блог
  3. Наглядный пример

Наглядный пример

Дата публикации: г.

«Longum iter per praecepta, breve et efficax per exempla – долог путь поучений, краток и успешен путь примеров»

Луций Анней Сенека

Пришедшая на прием уже немолодая женщина посматривала на меня как на старого знакомого. Взглянув на историю болезни я увидел, что она была на приеме два года назад. Тогда я выявил у нее тревожное расстройство и рекомендовал прием антидепрессанта и противотревожного препарата. Пациентка сообщила, что всегда опасалась принимать какие-то ни было лекарства, а к антидепрессантам относится с особенной настороженностью. Эти установки категорически настроили ее против лекарств для лечения своих психических проблем. Она надеялась справиться со своей тревогой, просто поговорив с врачом. Последующее время она так и перебивалась без лекарственной помощи, продолжая находиться в путах тревоги. Работала она кондитером, изготавливая разные сладкие вкусности на заказ. Увлечение этим приятным занятием немного сгладило остроту ее переживаний, позволив существовать на каком-то приниженном уровне.

Жила она вместе с дочерью, которая, закончив вуз, устроилась на работу. Надо сказать, что девушка также проявляла признаки излишней тревожности, мешающей ей. Она никак не могла адаптироваться к непривычным условиям на новом месте, что вызывало напряженность эмоциональных реакций. Эти проявления привели ее ко мне на прием и я прописал ей ту же лекарственную схему, что и ее родительнице. В отличие от своей матери юная особа не страдала опасениями в отношении таблеток, и хотела реального улучшения своего состояния. Она аккуратно выполняла все врачебные рекомендации, результатом чего явилось заметное улучшение: прошла скованность, она оживилась, стала вести себя уверенно, улыбаться.

Немного отклоняясь от повествования, могу сказать, что в беседе с моими посетителями я подчеркиваю, что лекарства не являются самоцелью, позволяющей решить их проблемы, и усилия врача не ограничиваются данной сферой. Стремясь к результату, я высказываю мысль, что фармакологические влияния не являются чем-то естественным, и могут лишь что-то подправить в организме, поскольку данные схемы упрощенно подходят к решению сложных проблем, связанных со здоровьем. Оперируя метафорами, я внушаю модель весов, на чашках которых расположена польза и вред. Если состояние таково, что чашка вреда накреняется, то надо принимать лекарства, которые выправляют положение. Если же прием препаратов ухудшает положение болезных людей, проявляя выраженные побочные симптомы или просто не вызывая облегчения, их влияние нужно расценивать как вредное и соответственно от их приема следует отказаться.

Прием лекарств произвел у дочери столь значительные изменения в поведении и высказываниях, буквально превратив ее в другого человека. Это заставило нашу героиню поверить в реальный лечебный эффект антидепрессантов, а также в их безопасность.

— Сейчас я готова принимать все препараты. Мне хочется такого же результата, как у дочери…

Ведя беседу с моей посетительницей, я убеждался в правоте
высказывания Генри Миллера в отношении моих увещеваний: «Мудрость молчалива, самая действенная пропаганда — сила личного примера».

Если обратиться к мыслям того же Сенеки, то в «Нравственных письмах к Луцилию» этот мыслитель продолжал высказанную в эпиграфе идею: «Нам нужен кто-нибудь, по чьему образцу складывался бы наш нрав. Ведь криво проведённую черту исправишь только по линейке». Что предпринять в случае глубинных опасений в отношении тех или иных моментов? Образно говоря, можно провести аналогию с перемещением на лыжах по снежной целине. Гораздо легче передвигаться по уже проложенной лыжне.

Видимо, сыграла роль и близость объекта к нашей героине. Накладывая свои переживания на проявления нарушений у дочери и видя их схожесть, у нее поневоле возникала мысль о возможности лекарственного пути их исправления. Думаю, в свою очередь, и противоположное влияние дочери, проявляющей больше решительности в деле выздоровления, могло сказаться на оценке и решении матери.

Известный немецкий гуманист и по совместительству врач Альберт Швейцер высказался, что: «Личный пример — не просто лучший метод убеждения, а единственный». Дочь пациентки провела этот эксперимент, заставив мать пойти по своему пути. Прописав лекарства, остается ждать их действия и наблюдать за дальнейшими изменениями в состоянии пациентки.